Как правильно сделать шумоизоляцию автомобиля своими руками. Обзор материалов для шумоизоляции

Каждый водитель может сделать шумоизоляцию своего автомобиля своими руками. Для этого нужно знать, какие материалы использовать, а также как и куда их клеить. Шумоизоляция автомобиля поможет сохранить тепло внутри и защитит элементы кузова от коррозии в местах обработки. Причинами для тюнинга звукоизоляции автомобиля являются:

  • В машине при движении возникает раздражающий уровень шумов;
  • Акустика внутри салона не позволяет сделать качественный тюнинг автозвука.

Источники шумов в машине

При движении автомобиля появляются следующие источники звука:

  • Вибрация мотора, передаётся всему корпусу — звук при работе глушителя ощущается наиболее сильно на пассажирских сидениях;
  • Удары и сотрясения подвески, с которой резонирует не только пол, но и кузов;
  • Звучание шин, удары камней и гравия о днище;
  • Шипение и гул от набегающих потоков воздуха;
  • Трение и дребезжание плохо сопряжённых элементов;
  • Свисты в щелях и барабанная дробь дождевых капель.

При движении автомобиля по скоростной трассе вокруг постоянно присутствуют мощные внешние источники звуковых волн, с которыми металлические элементы корпуса вступают в резонанс. Блокировать это звуковое разнообразие поможет только шумоизоляция машины.

Причины возникновения шумов

причины возникновения посторонних шумов в машине
Причины возникновения посторонних шумов в машине

При эксплуатации нового авто с течением времени в салоне усиливается уровень шума. Это происходит со всеми автомобилями, даже дорогими иномарками у которых стоит заводская шумоизоляция. Но по-настоящему дискомфортный, и даже вредный звуковой фон, возникает при полном отсутствии звуковой защиты, что характерно для многих популярных отечественных и китайских бюджетных марок. Тонкий металл, который образует большую часть поверхности корпуса, является резонатором звуковых колебаний широкого диапазона частот. Со временем расшатанные крепления узлов и деталейначинают издавать звуки трения и скрипы.

Типичные места образования шумов

При установке шумоизоляции машины нужно обращать внимание на следующие места образования посторонних звуков:

  • Изношенные прокладки между трущимися деталями, пластмассовыми элементами обшивки, торпеды и проч.;
  • Слабые прокладки между панелью и стеклом;
  • Вибрации капота;
  • Свисты и шипения воздухозаборников;
  • Основа моторного отсека – мощный источник резонансных колебаний;
  • Колёсные арки, пол;
  • Дефекты термоизоляционных прокладок зеркал с подогревом;
  • Глушитель и резонирующий с ним багажник;
  • Уплотнения дверей, люков и крышек, теряющие свои свойства;
  • Поверхность тонкой металлической крыши.

Шумоизоляция авто – это нанесение защитного покрытия на поверхность вышеперечисленных частей и узлов.

Порядок выполнения работы по проклейке

Изоляцию накладывают в несколько слоёв, используя различные по своему назначению средства. Виброизоляционный материал(«вибра») наклеивается в первую очередь.Он представляет собой жёсткие и тяжёлые пластины, которые гасят амплитуду колебаний металла не давая развиваться эффекту резонанса. Структура «вибры» следующая:

  • Клеящая сторона напоминает герметик и хорошо прилипает к металлической поверхности. Некоторые марки «вибры» нужно нагревать перед укладкой;
  • Средняя прослойка на основе битума выполняет основную работу по гашению вибрации;
  • Наружный часть из алюминиевой фольги является основой для нанесения следующих частей защиты.

Популярными виброизоляторами являются БиМаст Бомб,ВибропластСильвери и им подобные. Следующий слой – сама шумоизоляция(«шумка»)– мягкий пористый материал на основе пенополиуретана или веществ с аналогичными свойствами. «Вибра» пресекает резонанс, а «шумка» поглощает звуковые волны. Её листы легче и наклеиваются как скотч. Поверх «шумки» иногда накладывают ещё один звукоизоляционный слой который обеспечивает высокую герметичность всей звуковой защиты.

Инструменты и технические приёмы наклейки

Перед наклейкой снимается обшивка салона. Внутренняя поверхность кузова на участке предполагаемой противошумовой обработки очищается от грязи и обезжиривается. Затем накладывается виброизоляция, которая прикатывается металлическим валиком.

При работе обратите внимание на следующие операции:

  • Перед нанесением на железо некоторые марки «вибры» придётся нагревать. Для этого можно использовать не только строительный фен, но и тепло мотора. Листы можно прогреть под закрытой крышкой капота при включённом двигателе.
  • Пузыри необходимо проколоть и пригладить до полного сопряжения, иначе внутриних скопится влага, и начнётся коррозия.
  • Листы изоляции не накладываются внахлёст, не приклеиваются кусочками, если есть возможность использовать целые куски.
  • Изоляция не ставится на рёбра жёсткости, поскольку при этом обязательно возникнут воздушные пузырьки; материалом не закрываются дренажные канавки и участки с антикоррозийным покрытием, поскольку для их качественной проклейки придётся удалить защиту от коррозии.
  • Если на автомобиле установлена штатная (заводская) защита от шума, то новую шумоизоляцию накладывают поверх неё только в том случае, если старый массив наклеен качественно и без пузырей;
  • Листы звуковой и вибрационной защиты режутся ножом, или ножницами по разметке, согласно конфигурации обрабатываемого участка.
  • Качественная шумоизоляция выполняется при помощи различных марок материалов, а не одним универсальным средством. Толщина, количество наложенных друг на друга листов и конечная масса защиты на разных деталях корпуса автомобиля может существенно различаться.

Начало работы: разборка салона

Шумоизоляцию автомобиля своими силами можно начать с разборки салона. Для этого понадобятся съёмники пистонов и клипс, а также тонкие шлицевые отвёртки для демонтажа пластиковых элементов. Снимаются кресла и обшивка, штатные коврики, освободившиеся металлические поверхности очищаются и обезжириваются.

съемники пистонов и клипс для разборки салона автомобиля
съемники пистонов и клипс для разборки салона автомобиля

Особенности установки шумовой защиты на двери

шумоизоляция на двери

Суммарный расход материала на все двери самый большой. Штатные отверстия в штамповке обеспечивают доступ к внутренней поверхности филёнки. Шумоизоляция дверей имеет следующие особенности:

  • Нанесение «вибры» можно производить поверх заводской «шумки», если в последней нет повреждений и пузырей;
  • Вертикальные и горизонтальные рёбра жёсткости не заклеиваются, потому что в противном случае в районе этих выступов обязательно останутся воздушные полости, а в них начнётся накапливаться при перепаде температур конденсат, который даст рано, или поздно ржавчину;
  • В качестве защиты от вибрации желательно использовать лёгкие марки, такие как StP Aero; это средство рассчитано на резкие перепады температур (до -20 С°);
  • При наклейке шумоизоляции дверей автомобиля не используется тяжёлая дорогая «вибра», потому что это увеличит нагрузку на петли, а основной звук всё равно пройдёт через стекло;
  • В качестве звукопоглотителя следует использовать «Акцент», или иную марку,изготовленную с применением водостойкого герметика;
  • Участки с дренажными отверстиями и покрытием из штатного антикора заклеивать нельзя;
  • Шумоизоляция наносится с учётом отступа 2-3 см. от верхней кромки на участке прилегания к подъёмному стеклу; также следует учитывать свободный ход подвижных элементов;
  • В качестве второго слоя шумки для заклейки технологических отверстий можно использовать «Аэро» (2 мм), или более жёсткий материал, если планируется устанавливать автозвук.
  • Звукопоглотитель, типа СТП Бипласт Премиум, лучше ставить поверх обшивки, поскольку снимать его с виброизоляции при ремонте очень трудно.
  • Если машина имеет пятую дверь, открывающуюся вверх, то её следует обработать самыми лёгкими и тонкими материалами, чтобы суммарная прибавка в весе не превышала 1 кг.

Пол и багажник

шумоизоляция пола в авто

Укладка звукозащитного покрытия на дно автомобиля имеет следующие особенности:

  • Используется более тяжёлые листы антивибрационной защиты (типа СТП Аэро + 3 мм и больше).
  • Задние арки обклеиваются самым толстым вибропоглощающим слоем, имеющим в качестве основы битум и мастику (типа Бимаст Бомб 4 мм и выше), потому что это самый вибронагруженный участок.
  • Лучшей защитой от звучания арок колёс является рельефный мягкий Бипласт Премиум толщиной15 мм, или его аналог, который наносится поверх толстого виброизолятора.
  • Второй слой материала для шумоизоляции –СТП барьер 4 мм, или другой продукт с аналогичными влагоотталкивающими и теплоизоляционными свойствами, выполняет функцию звукоизолятора и воздушной прослойки.
  • Роль шумопоглотителя выполняет жёсткий StP NoiseBlock;
  • Если под ногами водителя и под передним пассажирским местом располагается штатная изоляция из толстой и мягкой резины, то новая защита устанавливается под неё.

Шумоизоляция днища является также эффективным средством утепления салона. Если невозможно нанести материал на штампованный рельеф без пузырей, то покрытие наносится только между выступами.

Капот

 

Капот резонирует с двигателем и издаёт неприятную вибрацию, которая через переднее стекло проникает в салон и воспринимается как тонкий металлический свист. Проклейка выполняется в виде двух слоёв:

  • Вибропоглотитель типа СТП Аэро 2 мм.;
  • Звукозащита Акцент Премиум СТП 10 мм;
  • Проклеиваются окна между рельефными выступами.

Поверх новой изоляции можно поставить старую заводскую шумку на клипсы. Шумоизоляция капота автомобиля отсекает высокочастотный рёв мотора.

Крыша

шумоизоляция крыши

Шумоизоляцию крыши лучше всего проводить после удаления заводской антишумовой обработки, поскольку под ней обычно много воздушных пузырьков из-за некачественной укладки. В качестве вибропоглощающегосредства на крыше лучше использовать лёгкий изолятор типа СТП Аэро 2 мм. Второй пласт можно сделать из толстого рельефного звукопоглотителя 10-15 мм. Такой «сэндвич» лучше всего обеспечит шумоизоляцию салона автомобиля, устранит вибрацию тонкого металла крыши и уберёт низкочастотный гул.

Обработка арок и пластиковых подкрылков

шумоизоляция колесных арок авто

Шумоизоляция колёсных арок снижает слышимость трения шин о дорожное полотно и звуки ударов песка и камней о поверхность дна. Работа по монтажу звукозащитыколёсных ниш делается по следующей схеме:

  • Демонтаж подкрылков из пластика, очистка от грязи обезжиривание;
  • Проклейка жёсткими листами СТП Сильвер (3 мм);
  • Для придания подкрылку необходимой жёсткости достаточно заклеить до 80% его наружной площади;
  • На участках изгибов и креплений подкрылки вплотную прилегают к корпусу, поэтому допускается оставлять эти области свободными;
  • Внутренняя поверхность арок обрабатывается толстым и тяжёлым противовибрационным материалом типа БиМаст 4 мм СТП, который наносится только на ровные закруглённые площадки, не закрывая рёбер жёсткости;

Звуковая и шумоизоляция внутрь арок не наносится, поскольку:

  • В этой области образуются преимущественно низкочастотные вибрации, а эти материалы предназначены для гашения высокочастотных звуков;
  • Мягкие и пористые материалы в арках будут впитывать влагу что приведёт к коррозии корпуса, а колёсные ниши – одна из наиболее уязвимые в этом плане зон.

Обработка авто своими руками звукозащитным покрытием занимает по времени не более 1 рабочего дня. Если правильно сделать шумоизоляцию автомобиля, то результатом должно быть снижение шумности в салоне в 2 раза (2-4 дБ).



Назад